12.05.2009 Банк Тинькофф Кредитные системы стал привлекать своих клиентов для продвижения кредиток новым заемщикам. Используя принципы сетевого маркетинга, банк пытается повысить качество кредитного портфеля, просрочка по которому с начала года увеличилась более чем втрое.
Лояльным клиентам с хорошей кредитной историей ТКС банк предлагает теперь выступать агентами продвижения кредитных карт банка, рассказали в call-центре. Таким клиентам банк разослал чистые анкеты-заявления на получение карт, которые могут быть переданы третьим лицам для заполнения и заключения договора с банком. На анкете указан идентификационный номер, позволяющий определить, "от кого" пришел тот или иной заемщик. За привлечение первого нового клиента действующему заемщику полагается 800 руб., второго — 1,2 тыс. руб., третьего — 2,5 тыс. руб. Средства в оплату привлеченных клиентов банк перечисляет на счет заемщика. "Это не разовая акция, если способ продвижения покажет хорошие результаты, мы будем применять его и в дальнейшем",— рассказал президент ТКС банка Оливер Хьюз.
ТКС банк создан Олегом Тиньковым на основе купленного им в конце 2006 года московского Химмашбанка и специализируется на выпуске кредитных карт. Господин Тиньков контролирует основной пакет акций банка. Оставшиеся 15% принадлежат инвестиционному банку Goldman Sachs, еще 15,2% — шведскому фонду Vostok Nafta Investments. Право выкупа на 2% есть также у британского фонда BlueCrest.
В конце прошлого года ТКС банк заявил о сокращении и возможной приостановке эмиссии кредитных карт с целью концентрации на управлении ликвидностью. До ноября прошлого года кредитный портфель банка ежемесячно рос на 15-20%, сейчас темпы роста не превышают 1,5-3% в месяц. Одновременно у банка увеличились темпы роста просроченной задолженности — с начала года ее объем вырос более чем втрое, а доля в кредитном портфеле на 1 апреля составляла 5,9%. "Просрочка растет на фоне замедления роста кредитного портфеля, пока ее объем некритичен, но смущают высокие темпы роста",— отмечает аналитик "Русрейтинга" Виктория Белозерова. В последнее время банки, ориентировавшиеся на розницу и сокращавшие кредитование в период кризиса, стали возобновлять выдачу кредитов, опасаясь потерять позиции на рынке. "Точно так же поступает и ТКС банк, который старается сохранить свою долю на рынке и нивелировать рост просрочки",— продолжает госпожа Белозерова.
С момента создания ТКС банк распространял свои карты по закрытой подписке (direct mail), однако из разосланных за год 8 млн карт к началу 2008 года были активированы 55 тыс., и он начал либерализовывать систему продаж. Тогда планировалось предлагать кредитки ТКС банка в офисах кредитного брокера "Кредитмарта" и "КИТ Финанса". Однако в связи с кризисом проект с "Кредитмартом" был фактически заморожен, с "КИТ Финансом" он так и не был реализован. "Сейчас основной способ распространения по-прежнему рассылка карт",— подтвердил Оливер Хьюз.
"Продвижение кредитных карт с использованием существующей базы клиентов обойдется банку дешевле, чем полномасштабная рекламная кампания",— считает вице-президент МДМ-банка Анатолий Крайников. Правда, эксперты сомневаются, что банк сможет компенсировать рост просрочки за счет увеличения кредитного портфеля. "Подобные способы продвижения продуктов банки использовали в период активного роста,— напоминает зампред правления банка "Авангард" Валерий Торхов.— Сейчас таким предложением, скорее всего, заинтересуются потенциально рисковые клиенты, что лишь усугубит ситуацию с просроченной задолженностью".Источник: Коммерсант |